Для того чтобы предупредить возможные негативные последствия воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности и связанные с этим прочие последствия, проводится экологическая экспертиза. Данная экспертиза призвана обеспечивать конституционные права граждан РФ на доступ к информации об экологической безопасности.
Негосударственная экологическая экспертиза позволяет обеспечивать учет экологических требований на этапе, когда принимаются управленческие решения, в свою очередь при помощи общественной экологической экспертизы достигаются компромиссы для участников уже существующей, либо планируемой деятельности.
Задачи экологической экспертизы
1. Осуществление разнообразных научных исследований, а также анализ объектов экспертизы с позиции эффективности, полноты и оправданности мер, предусмотренных в них. Также задачей экоэкспертизы является определение степени экологической опасности и рискованности осуществляемой либо планируемой деятельности. Сюда относится и экологическое прогнозирование, основанное на сведениях о состоянии и возможной перемене экологической обстановки ввиду размещения и развития конкретного производства. Кроме того, определяются возможные вредные воздействия на экологию, которые влекут за собой экономико-социальные и экологические последствия.
2. Проверка соответствия экостандартам объектов экспорта, намеченных к реализации. Также проводится проверка соответствия стандартам и нормам осуществляемой деятельности, проведение госэкоконтроля качества подготовки заказчиком проекта решений о развитии планируемой деятельности. Подготавливаются научно-обоснованные, объективные выводы, и производится их своевременная передача в государственные или иные органы, которые будут принимать решение о реализации объекта экспертизы.
3. Информационное обеспечение общественности и всех стейкхолдеров о потенциальных отрицательных воздействиях на окружающую среду, а также экономико-социальных последствиях планируемой деятельности, для предупреждения конфликтов, и снятия возможных социально-психологических напряжений.
Российское законодательство обозначает лишь общие типы объектов, подлежащих экологической экспертизе: предпроектные, предплановые и проектные материалы по мероприятиям и объектам, которые планируются к реализации на территории РФ, кроме того, независимо от их принадлежности и сметной стоимости, обоснования экологами сертификатов и лицензий.
Предплановые материалы - это документация с информационно-методическим характером, которые включают социально-экономические, экологические и прочие характеристики объекта планирования.
К ним относят совокупные территориальные схемы охраны природы и характеристики состояния окружающей среды, прогнозирование развития отраслей хозяйства.
Предплановая документация включает в себя составление генеральных схем расселения и планирование развития территорий и городов, районную планировку населенных пунктов, разработку комплексных схем охраны природных ресурсов и схем специальных территорий.
Предпроектные материалы включают в себя составление технико-экономического обоснования, материалов выбора площадки для строительства, выпуск основных положений на строительное проектирование, особые условия на строительное проектирование.
Проектные материалы - это индивидуальные и типовые рабочие проекты на строительство, планирование развития, реконструкцию и техническое перевооружения, ликвидация предприятий, сооружений и зданий, сметная и рабочая документация.
Объекты экоэкспертизы так же включают в себя материалы и сведения экологических обоснований, лицензий и сертификатов.
Действующее законодательство к объектам, в которых требуется проведение экологической экспертизы, относит и действующие объекты, ранее имевшие положительное заключение.
Когда существует необходимость доработки проекта, в случае изменения условий природопользования, если произошло расхождение с документами, которые ранее были утверждены экспертами, если срок действия экспертизы уже закончился, то проводится повторная государственная экспертиза.
Экологически опасные виды хозяйственной деятельности и объекты, требующие проведения экологической экспертизы:
1) Объекты ядерно-топливного цикла - установки, на которых обогащают либо производят ядерное топливо, перерабатываются радиоактивные отходы реакторов и ядерных боеприпасов.
2) Объекты топливно-энергетического блока, ТЭС, АЭС.
3) Предприятия цветной и черной металлургии, мартеновское и доменное производство, предприятия металлообработки и машиностроения..
4) Предприятия нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
5) Предприятия, занимающиеся переработкой и производством асбестосодержащих продуктов, минеральных удобрений, ядохимикатов, а также предприятия химической промышленности
6) Производство коксохимической продукции.
7) Предприятия, занимающиеся добычей и переработкой ископаемых, газа и нефти в том числе.
8) Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности.
9) Предприятия легкой промышленности.
10) Предприятия строительной индустрии.
11) Заводы по производству антибиотиков, микробиологическое производство.
12) Склады, занимающиеся хранением химических и нефтехимических продуктов, минеральных удобрений и ядохимикатов, пестицидов, а также наземные хранилища природного газа.
13) Предприятия, которые занимаются производством, транспортировкой, хранением и уничтожением взрывчатых веществ, ракетного топлива и боезапасов.
14) Магистральные дороги, автострады федерального, областного и республиканского значения.
15) Торговые морские порты.
16) Железнодорожная инфраструктура.
17) Комплексы животноводства.
18) Крупные плотины.
19) Космодромы.
20) Вырубка леса, осуществляемая на больших площадях.
21) Полигоны, в которых осуществляют химическую и термическую переработку и утилизацию нерадиоактивных отходов.